«Умные остановки» на борских маршрутах
Улица высоких технологий
Борчане к новшеству пока еще только привыкают. И сходу вносят предложения – какая еще информация оказалась бы полезной для пассажиров.
–По идее расписание автобусов всегда нужно, так что хорошее табло, – оценивает новинку Александр Атажонов. – Но не помешала бы еще информация о том, через какие остановки идет автобус. Чтобы можно было увидеть не просто номер маршрута и время до его прибытия, но и направление, куда на этом автобусе можно уехать. Думаю, разберутся и с этим, доработают со временем.
–Я обратила внимание на табло, вот если бы еще и время прибытия совпадало, то было бы совсем хорошо, – отмечает Светлана Удалова. –А то написано, что до «тройки» еще 38 минут, хотя вон она стоит.
Такие несовпадения связаны с тем, что электронные табло работают пока в тестовом режиме. Примерно через месяц тестирование оборудования закончится, и информационные табло заработают в штатном режиме. Тогда время прибытия транспорта на остановку будет определяться с погрешностью до 4–5 минут.
–«Умная остановка» – это продолжение проекта по оптимизации работы пассажирского автотранспорта и информирования пассажиров, который мы начали в 2015 году, – рассказал 1-й зам. главы администрации г. о. г. Бор Алексей Мочкаев. – Это информационное приложение позволяет людям, ожидающим автобуса, знать, когда он подойдет к остановке, и, если время ожидания значительное, поменять свои планы, например, сходить в магазин. Такой проект – единственный в Нижегородской области, да и в России «умных остановок» немного.
И уж тем более нет их в провинциальных городах. Москва, Питер, Симферополь, Севастополь, Казань – похвастаться внедрением высоких технологий в работу пассажирского автотранспорта пока могут только крупные города. А с 2017 года – и Бор.
–В 2015 году мы приняли решение оснастить все автобусы системой навигации, – рассказал директор МУП «Борское ПАП» Владимир Новиков. – Проект достаточно дорогостоящий (было затрачено порядка полутора миллионов рублей), но поставлено очень качественное оборудование. На сегодняшний день 100% автобусов, которые выходят на линию, оснащены системой навигации. Мы можем отследить любой автобус в любой точке маршрута. Это нужно и для безопасности движения, и для удобства пассажиров. Если ранее мы были завалены звонками, почему нет какого-либо автобуса, то сейчас диспетчер, отвечающий на звонок пассажира, может спокойно определить, где этот автобус находится и когда он прибудет к месту назначения. Именно эта система навигации дублируется на электронное табло «умной остановки»: там указан номер маршрута, и время до прибытия с погрешностью до 5 минут. Впрочем, в дальнейшем мы планируем эту погрешность сократить.
Пока что в нашем городе работают четыре информационных табло – на остановках «Рынок» и «Автовокзал». В дальнейшем они появятся и на других городских остановках: в Неклюдове, у Борской ЦРБ и так далее.
–Также мы планируем разместить информационный монитор, транслирующий информацию о движении транспорта в городском округе, в здании автовокзала, – рассказал Алексей Мочкаев. – В дальнейшем мы предполагаем установку мониторов в холле некоторых школ, приближенных к автобусным остановкам, чтобы дети, пользующиеся общественным транспортом, могли сориентироваться в движении автобусов и не мерзнуть на остановках. Мы предложим участие в проекте «Умная остановка» и частным лицам (их доля в пассажирском автотранспорте городского округа составляет 4%).
Понятно, что установить электронное табло на каждой остановке каждого маршрута невозможно. В этом случае пассажиры могут воспользоваться услугами сайта busbor. ru, который одинаково хорошо работает как со стационарного компьютера, так и с мобильных устройств. Выбрав номер маршрута, пассажир может в режиме онлайн увидеть, где находится его автобус. Также можно посмотреть, в какое время нужный автобус прибывает на выбранную остановку.
–Перед нами стоит задача улучшить это приложение, и, надеюсь, в течение месяца это будет сделано, – рассказал Алексей Мочкаев. – Наша задача – сделать максимум для комфорта людей. Приложение позволяет определить собственное местоположение по геолокации, а также ближайшего транспорта, который проходит по маршруту. Это приложение будет доступно любому желающему. По нему автомобилисты смогут оценить количество пробок на дорогах: если в нижегородском направлении скопились автобусы, то, вероятнее всего, на дорогах есть пробки. Для людей, которые много передвигаются, это будет полезно.
Проект «Умная остановка» не особенно сильно ударит по бюджету: авторам проекта удалось минимизировать затраты. Предполагается, что в течение 2017 года реализация проекта будет окончательно завершена.
Первые «умные остановки» появились в России еще в 2014 году. Одним из «первопроходцев» в этом вопросе стал Иркутск. Вмонтированная в павильон солнечная батарея подогревала сиденья на остановке, интерактивная карта города позволяла посмотреть любой маршрут, а встроенный роутер щедро раздавал wi-fi. Но радость пассажиров этого сибирского города была недолгой: вандалы разбили фотоэлементы батареи, роутер выдрали с корнем, повредили стеклянные конструкции.
С проблемой вандализма столкнулись и другие города, где появились «умные остановки». Так, в прошлом году в Крым пришло сразу несколько «умных остановок». Настоящее чудо техники: остановку оснастили «тревожной кнопкой», хорошим wi-fi-сигналом, четырьмя камерами видеонаблюдения, подключенными к пульту полиции, интерактивной доской, терминалом оплаты и даже зарядными устройствами! Вот на них-то и покусились вандалы – с корнем вырвали провода. Правда, радость хулиганов была недолгой: их личности быстро установили, нарушители были задержаны. Суд обязал их возместить причиненный ущерб в десятикратном размере, кроме того, вандалов приговорили к общественным работам на 200 часов. Видимо, с чувством юмора у судьи оказался полный порядок: нарушители отрабатывали наказание, наводя порядок именно на той остановке, которую повредили.
Борские «умные остановки» неплохо защищены от возможного вандализма. Монитор висит довольно высоко, столб, на котором он крепится, надежно забетонирован, а сам корпус выполнен в антивандальном варианте.
–Конечно, сломать можно все что угодно, но мы надеемся, что культура нашего населения выше хулиганских намерений, – прокомментировал Алексей Мочкаев. – Это делается для самих людей, для их же удобства. Ведь на монитор можно выводить не только информацию о движении транспорта. Есть возможность транслировать социальную рекламу, разъяснять людям, как себя вести в случае морозов или жары, предупреждать о дорожных условиях. Мы надеемся, что для борчан «умные остановки» станут приятным элементом городской инфраструктуры, который они захотят сберечь.
Кстати, «умные остановки» уже два года благополучно работают в Кирове. Сейчас кировские специалисты помогают борчанам в освоении новых технологий. С вандализмом, уверяют соседи, за два года они ни разу не столкнулись.
Наталья Романова, газета «Бор сегодня»
Источник: borcity.ru