Город Бор: история и современный статус

Город Бор получил свой статус в 1938 г. Теперь это центр городского округа город Бор Нижегородской области.

Город расположен на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода. Сообщение с Нижним Новгородом осуществляется с помощью двух мостов и канатной дороги, а также электропоезда.

Население города по данным на 2017 г. составляет 78 385 человек.

История города

Название города произошло от хвойных лесов, которые являются частью тайги на севере области. В самом городе сохранен целый массив сосен и елей на Моховых горах, являющихся достопримечательностью Бора.

Село Бор было основано в первой половине 16 века. В писцовых книгах упоминаются Везломская слободка, Никольско-Боровская, Копытовская.

Везломская и Копытовская слободки заливались по весне водой, а Боровская располагалась на невысоком, но незатопляемом водой горном кряже. Благодаря своему положению Боровская слободка стала главной.

Жители заволжского села и его окрестностей вели различный образ жизни: одни промышляли охотой и рыболовством; другие занимались различным ремеслом: плотничали, изготовляя различные предметы крестьянской домашней утвари (резные шкафы, ковшики, солонки), плели лапти, обжигали древесный уголь, ткали из мочала кули, рогожи; третьи (старообрядцы-раскольники) жили за счёт подаяния своих благодетелей.

Во второй половине19 века все слободки объединились в село Бор. К 1887 году население Бора составляло более 1 400 жителей (293 двора). В селе была одна школа, больница, десяток торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. Центром села являлась базарная площадь с торговыми рядами, складами, трактирами, где еженедельно шумели базары, а дважды в год – 9 мая и 15 сентября – устраивались однодневные ярмарки.

Экономику села определяли прежде всего кустарные промыслы, самыми значительными из которых были валяльный – переработка шерсти, и металлический промысел – производство гвоздей, якорей и цепей.

Исстари часть населения Бора и его окрестностей занималась извозом. Переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Во все времена Борский перевоз выполнял роль “главных ворот” Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно. В ХIХ веке его значимость многократно возросла в связи с переносом в 1817 году в Волжскую столицу Всероссийской ярмарки. Через Перевоз туда и обратно проезжало до 200 тысяч человек, и провозилось до 150 тысяч пудов грузов в год. К Перевозу шли все транспортные пути и товаропотоки борского заречья.

В 1894 году на Бору на Поповой гриве был построен кузнечно-механический и чугуно-медно-литейный завод, который поставлял судовые якоря, багры и одну паровую машину для пароходов в год. Работали также на борской земле кирпичные заводы, лесопилка, валяльно-сапожные мастерские. В 1911 году на судоверфи, расположенной на Фофановых горах, был заложен баркас “Кашевар”. Так началось рождение завода “Теплоход”.

В течение первых пятилеток в Борском районе была создана мощная новая промышленность. В 1923 году в д. Завражное был основан завод “Красная Рамень”, занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н. Новгород – Котельнич, которая связала Нижегородский промышленный край с Уралом, Сибирью, востоком и севером страны. В этом же году село Бор стало рабочим посёлком, в который вошли деревни Кононово, Мухино, Макарово, затон имени К.Маркса, Борский перевоз, посёлок Моховые Горы.

В октябре 1929 года был утверждён эскизный проект будущего механизированного стекольного завода на Моховых Горах. Стеклогигант всей Советской индустрии был пущен 1 февраля 1934 года. Одновременно со стеклозаводом вошёл в строй лесотарный завод. К этому периоду в Борском районе успешно работали Борский силикатный завод, первая очередь войлочной фабрики № 6, велась реконструкция завода “Теплоход”, закончилось строительство высоковольтной линии на судоремонтном заводе (бывший затон Собчинский). В эти же годы велось капитальное строительство на Ситниковском торфопредприятии и в Красной Рамени.

Из торгово-промышленного села Бор с производством, обслуживающим волжское судоходство, стал крупнейшим производителем автомобильного стекла – межрайонным специализированным промышленным центром с рядом крупных предприятий.

Статус города Бор получил в 1938 году. В настоящее время Бор – современный промышленный и культурный центр Нижегородской области. В 2018 году городу Бор исполнится 80 лет.


Бор сегодня

Основные виды выпускаемой продукции:

стекло строительное полированное, триплекс, сталинит, стеклопакеты, сварочные электроды, дегидрированные продукты питания, пластиковые пробки, поливинилбутеральная пленка, автомобильные аккумуляторы, чугунное и стальное литье, трубы электросварные, силикатный кирпич, стеклянная посуда, торфобрикет, мебель, шерсть, войлок, валяная обувь, торговое оборудование, пиломатериал, хлебобулочные и кондитерские изделия.


Важно!

Языковая особенность. Нормой считается говорить «на Бору»: живу на Бор, поеду на Бор.

Нельзя говорить «в Боре»,  «в Бору». Верно: в городе Бор, города Бор.

1888